Получение ВНЖ/ПМЖ
Пребывание на территории Хорватии более 90 дней в течение полугода позволяет оформление статуса временного пребывания в Хорватии или Вида на жительство. Оформляется вид на жительство сроком на один год (в последующем срок может быть увеличен до 2х лет). При этом срок действия паспорта иностранного гражданина должен быть как минимум на три месяца больше срока предоставления вида на жительство. Вид на жительство подлежит ежегодному продлению, для чего за 45 дней до окончания срока действия предоставления вида на жительство документы подаются вновь.
Вид на жительство предоставляется, если иностранец:
б) имеет место жительства в Хорватии (подтверждается договором купли-продажи объекта недвижимости или договором аренды на срок, равный или превышающий срок вида на жительство)
в) обеспечен медицинским страхованием (средний страховой пакет обходится в 500-600 ЕВРО в год, однако действительными также являются российские документы, подтверждающие наличие обязательного медицинского страхования в переводе на хорватский язык).
Важно отметить, что въезд в страну в качестве туриста по ваучеру из отеля не дает возможности подачи документов на получение вида на жительство. Документы об оформлении вида на жительства подаются в территориальные органы Министерства Внутренних Дел Хорватии.
1. Наиболее простой путь получения вида на жительство – это оформление бизнес-разрешения на пребывание в Хорватии (poslovna dozvola). Бизнес-разрешение является одновременно разрешением на работу в Хорватии и на временное пребывание на территории республики (более 90 дней в течение 6 месяцев). Выдается бизнес-разрешение лицам, имеющим в собственности 51% акций или долей хорватской компании. Документы подаются в органы внутренних дел по месту жительства в Хорватии. Примечательно, что органы внутренних дел в различных регионах Хорватии требуют разные пакеты документов для оформления бизнес-разрешения.
Обращаем внимание на то, что после подачи документов на оформление Вида на жительство местные органы внутренних дел имеют право проверить фактическое нахождение заявителя по указанному им адресу проживания. Отсутствие лица по данному адресу в момент проверки может послужить основанием для отказа в предоставлении Вида на жительство.
2. Более сложным является двухступенчатое оформление сначала разрешения на работу в Хорватии (radna dozvola), а затем Вида на жительство.
а) Первым этапом является получение разрешения на работу в Хорватии. При получении разрешения на работу необходимо иметь в виду, что в Хорватии существует система квотирования подобных разрешений по различным сферам деятельности. Так Правительством Хорватии установлено, что в 2007 году общее количество выдаваемых иностранцам новых разрешений на ведение трудовой деятельности будет равняться 428. Данное разрешение выдает в течение 15 дней ответственный орган Хорватского Агентства по Занятости (Министерство Труда и Социального Благосостояния) по месту нахождения работодателя по его запросу на привлечение иностранной рабочей силы.
б) Вторым этапом является получение вида на жительство на основании наличия разрешения на работу. Естественно, двухступенчатая процедура снижает вероятность получения вида на жительство заявителем на 20-30%. Подача документов на оформление Вида на жительство в Хорватии автоматически продляет срок пребывания в стране сверх 90 дней до момента получения Вида на жительства или отказа в нем.
3. Существует также такой способ получения вида на жительство, как «воссоединение семьи». Это вариант получения вида на жительство для супругов и несовершеннолетних детей лиц, которые уже имеют вид на жительство в Хорватии по тому или иному основанию, то есть получили Poslovnu Dozvolu или Radnu Dozvolu и вид на жительство. Пакет документов, включающий подтверждение наличия вида на жительство в Хорватии одного из супругов, подается в Посольство или Консульство по месту постоянного места жительства заявителя (т.е. для москвичей – в Посольство Хорватии в Москве по адресу: город Москва, Коробейников переулок, д.16/10).
4. Наконец, закон предусматривает возможность получения Вида на жительство по такому основанию, как право собственности на недвижимое имущество. Однако подача документов по данному основанию в органы внутренних дел возможна только после получения разрешения МИДа Хорватии на оформление объекта недвижимости в собственность иностранного гражданина. Поскольку выдача такого разрешения иногда затягивается на срок от одного до двух лет и не гарантируется, то вид на жительство в данном случае автоматически становится более далекой перспективой. Следует отметить, что если при оформлении Бизнес-разрешения органы внутренних дел Хорватии принимают положительное решение в 85-90% , то при владении недвижимым имуществом вероятность благоприятного решения составляет 50%, так как необходимо какое-то весомое обоснование необходимости пребывания собственника недвижимости в Хорватии в течение длительного срока (строительство дома, его реставрация и пр.). До момента получения разрешения МИДа возможно оформление визы на въезд в Хорватию для Покупателя и членов его семьи через соответствующие консульские учреждения.