Написать письмоГлавнаяКарта сайта

+7 (343) 371-64-52

Тел. +7 (343) 371-57-49

Со знанием дела

Экономическая коллегия адвокатов – профессиональное независимое адвокатское объединение, специализирующееся на оказании юридической помощи в сфере экономической деятельности.

Наши телефоны:
+7 (343) 371-57-49
+7 (343) 371-64-52
+7 (343) 371-57-64
+7 (343) 371-59-50

Контроль за местом регистрации юридического лица может быть серьезно усилен.

8 Декабря 2009 г.

В первом чтении планируется рассмотреть законопроект, который определяет новый порядок регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Предложили скорректировать Закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В случае принятия этих законодательных инициатив представлять документы на регистрацию по почте станет невозможно. Законопроект вводит запрет на данные действия. Также вводится запрет на регистрацию юридических лиц по месту жительства физического лица. Кроме того, существенно расширяется перечень документов, необходимых при государственной регистрации юридических лиц при создании, реорганизации и изменении сведений о них. Расширен перечень оснований для отказа в регистрации. Помимо этого законопроект вводит новую процедуру приостановления государственной регистрации.

Большинство предлагаемых изменений носит технический характер. Запрет на регистрацию юридического лица по месту жительства физического лица, на представление документов на регистрацию по почте и требование о представлении доказательств прав на недвижимое имущество по адресу регистрации юридического лица создаст дополнительные обязанности для добросовестных бизнесменов, не изменив ситуации с регистрацией фирм-однодневок.

За рубежом при регистрации больше внимания уделяется проверке личности учредителей - юридических лиц и личности самих заявителей, представляющих документы.

На сегодня критерии фирм однодневок установлены самостоятельно налоговыми органами и ни в каких законодательных актах не закреплены. Критерии эти произвольны, поскольку ни Гражданский кодекс РФ, ни законодательство об обществах не запрещают лицам создавать организации в неограниченном количестве, не запрещают нескольким организациям находиться по одному адресу. Кроме того, законопроект никак не ограничивает свободную продажу адресов, учитывая что услуги по предоставлению адресов места нахождения в настоящее время носят массовый характер.

Так же, законопроект содержит нововведения, которые потенциально способны усложнить государственную регистрацию. Ранее регистрирующий орган не вправе был требовать представления документов, прямо не предусмотренных законом о государственной регистрации, в случае принятия законопроекта перечень, установленный законом, более не будет считаться исчерпывающим - дополнительные документы могут предусматриваться также и "иными федеральными законами, определяющими правовой статус юридических лиц". Таким образом происходит процесс дифференциации законодательства, который, несомненно, приведет к усложнению и удорожанию регистрационных действий.

Минусом является и норма законопроекта, согласно которой при реорганизации юридического лица в регистрирующий орган необходимо будет также представлять доказательства письменного уведомления кредиторов всеми юридическими лицами, участвующими в регистрации. Она противоречит требованиям Гражданского кодекса РФ, законодательству о хозяйственных обществах и не согласуется с задачами органов, занимающихся регистрацией юрлиц. В российском законодательстве существуют законодательные нормы, из которых следует, что с момента начала процесса реорганизации необходимо периодически публиковать сведения о ней, что вполне достаточно для защиты интересов кредиторов.

Законопроект вводит новую процедуру приостановления государственной регистрации. Особо следует отметить, что государственная регистрация может быть приостановлена и "при наличии сомнений в достоверности сведений", содержащихся в представленных документах. В случае же если представленные сведения не просто вызывают сомнения в своей достоверности, но в принципе недостоверны (критерии установления такого факта пока не прописаны), вместо приостановления регистрации заявитель рискует получить отказ по новому основанию - недостоверность сведений. При этом новая статья о порядке проведения государственной регистрации такого этапа, как проверка достоверности, не предусматривает, и критерии достоверности закон также не устанавливает.