Статья по делу о запрете эксплуатации платной автостоянки у аэропорта "КОЛЬЦОВО" - "Суд вернул Кольцово автомобилистам", "Коммерсант. Урал"
25 Октября 2002 г.
Платная атопарковка в аэропорту "Кольцово" была организована ООО "Авалон" около года назад. Причем так, что подъехать к терминалам аэропорта иначе как через нее было невозможно. При въезде на территорию специальный автомат выдавал водителю талон, в котором было указано текущее время. Первый 15 минут нахождения на автостоянке считались бесплатными. Расчет производился при выезде: водитель отдавал талон дежурному оператору и оплачивал сумму, набежавшую в зависимости от проведенного на стоянке времени. Только после этого оператор открывал шлагбаум.
Как выяснилось в ходе слушания дела, все началось с того, что господин Селянин приехал в аэропорт «Кольцово», чтобы поменять валюту. Простояв на автопарковке около часа, он был вынужден заплатить за это 20 рублей. Крайне возмущенный такой «обираловкой», предприниматель обратился в суд Октябрьского района с требованием возместить ему моральный ущерб. Сумма, в которую он оценил свое попранное достоинство составила 100 тыс. руб. Кроме того, одним из условий иска был демонтаж платной парковки.
Как заявил корреспонденту «Ъ» перед началом слушания адвокат истца Владимир Винницкий, платные автостоянки на территории аэропортов нарушают гарантированное Конституцией право граждан на свободу передвижения. «В момент въезда на территорию аэропорта с каждым автовладельцем заключается договор на возмездное оказание услуг, отказаться от которого невозможно. Однако у автомобилистов должен быть выбор – платить за охрану автомобиля или воспользоваться бесплатной стоянкой», - подчеркнул он.
Суть процесса по иску Владимир Селянина к ООО «Авалон» стороны свели к прениям по вопросу, является ли площадь перед аэропортом «Кольцово» участком общего пользования. Владимир Винницкий настаивал на том, что на площади аэропорта установлен публичный сервитут (право ограниченного пользования чужими земельными участками для обеспечения интересов государства, органа местного самоуправления и населения), а представители «Авалон», в свою очередь, возражали, что привокзальная площадь относится к землям транспорта, а следовательно, местом общего пользования не является.
Как заявил во время одного из слушаний директор аэропорта Юрий Кириллов, введение платного паркинга на территории авиаузла предписано постановлением мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого. «Такие платные службы согласно постановлению призваны обеспечивать порядок и безопасность на территории аэропорта», - не без возмущения в голосе отметил господин Кириллов. Примечательно, что по информации, предоставленной корреспонденту «Ъ» одним из миноритарных акционеров «Кольцово», фирму «Авалон» через сеть дочерних обществ контролирует директор аэропорта. Однако сам господин Кириллов это отрицает.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела представители аэропорта и «Авалона» сделали упор на том, что помимо платного паркинга на территории «Кольцово» действуют две бесплатные стоянки. Это, по их мнению, лишает силы обвинение а нарушении прав граждан на свободу перемещения.
Однако Владимир Винницкий тут же счел нужным возразить, что на подъезде к «Кольцово» нет ни одного указателя на альтернативный паркинг, и даже предложил выехать составом суда в аэропорт, дабы убедиться в этом лично. Несмотря на возражения присутствующих на процессе в качестве третьих лиц представителей администрации, суд отправился в «Кольцово».
Интересно отметить, что указатель на бесплатную парковку, подъезжая к аэропорту, участники процесса все же обнаружили. При этом не веря своим глазам господин Винницкий закричал: «Это чистой воды провокация! Знака не было еще вчера!» (В том, что знака действительно не было, имел возможность убедиться и корреспондент «Ъ», ездивший в аэропорт за пару дней до инициированной судом проверки).
Однако визит судьи и присяжных в «Кольцово» сыграл едва ли не решающую роль: в ходе него выяснилось, что бесплатная стоянка предназначена только для служебного транспорта, а значит говорить о какой – либо альтернативе для простых автомобилистов нельзя.
После этого, чувствуя растущую уверенность в победе, господин Селянин присовокупил к исковому заявлению дополнительные требования. «Если мой иск удовлетворят, я хочу, чтобы мне вернули 50 тыс. руб., потраченные на оплату услуг адвоката, и те 20 руб, что я заплатил за парковку», - заявил истец.
Хотя вынесение решения по разным причинам то и дело откладывалось, в конце концов, вчера судья Тарас Макаров огласил приговор: восстановить конституционные права истца. Получается, что требования господина Селянина суд все-таки удовлетворил. Однако не полностью: ему вернули лишь потраченные на адвоката деньги, одновременно обязав ООО «Авалон» в кратчайшие сроки демонтировать платную парковку на территории аэропорта.
Те 20 рублей, которые господин Селянин заплатил за парковку, суд счел слишком ничтожной суммой для возвращения юридическим путем. Что тысяч рублей в качестве возмещения морального ущерба Владимир Селянин так же не получил. «Восстановление конституционных прав уже можно считать достаточным возмещением морального ущерба. А требовать за это деньги, по – моему, просто не этично», - поставил в деле завершающую точку судья Макаров.
Впрочем, руководство фирмы «Авалон» уже сейчас рассматривает вопрос о подаче кассационной жалобы в Свердловский областной суд. Если они не сделаю этого в течении десяти дней (до вступления решения Октябрьского суда в законную силу), платная парковка будет демонтирована.
По словам Владимира Винницкого, этот процесс станет прецедентом для аналогичных дел в Москве и Санкт – Петербурге. «В течение прошлого года прокуратурами этих городов было инициировано четыре процесса в отношении платных парковок в аэропортах. Однако до сих пор их усилия успехом не увенчались» - заявил он разговоре с корреспондентом «Ъ».
Примечательно, что на этом судебные тяжбы вокруг екатеринбургского аэропорта не заканчиваются. Как затем сообщил корреспонденту «Ъ» адвокат господина Селянина, в ближайшее время в Ленинском районном суде Екатеринбурга будет рассматриваться жалоба того же истца к мэрии Екатеринбурга, касающаяся выделения землеотвода под платную парковку.
Наталия Мустафина.
Источник: http://www.kommersant.ru/