Написать письмоГлавнаяКарта сайта

+7 (343) 371-64-52

Тел. +7 (343) 371-57-49

Со знанием дела

Свердловская областная экономическая коллегия адвокатов – профессиональное независимое адвокатское объединение, специализирующееся на оказании юридической помощи в сфере экономической деятельности.

Наши телефоны:
+7 (343) 371-57-49
+7 (343) 371-64-52
+7 (343) 371-57-64
+7 (343) 371-59-50

Налоговые агенты и налогообложение

«Статус налоговых агентов и проблемы налогообложения»

1.        Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.07.2002 по делу № А19-3781/02-42-Ф02-1900/02-С1.

В соответствии со статьей 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика начисленную сумму налога непосредственно с доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налога.

В соответствии со статьей 123 НК РФ за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, последний привлекается к ответственности в виде штрафа.

НК РФ предусмотрен ряд форм налогового контроля, одной из которых является камеральная налоговая проверка. Так как составление акта по результатам камеральной проверки не требуется, моментом обнаружения налогового правонарушения следует считать день, когда истек трехмесячный срок, предоставленный статьей 88 НК РФ.

Выполнение налоговым агентом обязанности по представлению в налоговый орган отчетов об итоговых суммах доходов и удержанного в срок, но не перечисленного подоходного налога, является моментом, с которого исчисляется трехмесячный срок, так как налоговый орган с этого момента имел возможность осуществить камеральную налоговую проверку и при необходимости истребовать у налогового агента любые бухгалтерские документы.

2.        Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.07.2003 по делу № А78-4583/02-С2-10/151-Ф02-2296/03-С1.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налога.

В соответствии со статьей 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговым агентом в налоговый  орган вышеуказанных органов сведений налоговый агент подлежит ответственности в размере 50 рублей за каждый не предоставленный документ. Срок предоставления  установлен не позднее первого апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Форма предоставления в соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ утверждается МНС РФ.

В частности, нарушение налоговым агентом законодательства о налогах и сборах, приведших к нарушению срока предоставления сведений, необходимых для налогового контроля, может выражаться в предоставлении сведений, содержащих ошибки. Одним из оснований освобождения от ответственности налогового агента, предусмотренной статьей 126 НК РФ, является  отсутствие в протоколах о приеме соответствующих документов сведений о том, какие ошибки допущены налоговым агентом, причины отказа в принятии сведений или их части, отсутствие ссылок на конкретные документы, имеющие отношение к излагаемым фактам. Освобождение от ответственности в данном случае происходит на основании отсутствия вины налогового агента.

3.        Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.06.2003 по делу № А82-2/03-А/2; Постановление ФАС Уральского округа от 05.04.2004 года по делу № Ф09-2603/2004-АК.

В соответствии со статьей 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом  возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты предоставляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее первого апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной МНС РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налоговым агентом в налоговые органы документов и(или) иных сведений, предусмотренных НК и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения признаются выполнение налоговым агентом письменных разъяснении по вопросам применения законодательства о налогах и сборах данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.

В частности, таким разъяснением может считаться телеграмма МВД РФ, который УВД субъекта федерации и подчиненным ему подразделениям, дано указание на определенное поведение, нарушающее законодательство о налогах и сборах. Данный вывод основывается на статье 7 Закона РФ "О милиции".

4.        Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.06.2003 по делу № А33-40/03-СЗ-Ф02-1632/03-С1; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.12.2001 по делу № А29-5265/01А; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.11.2002 года по делу №Ф08-4214/2002-1459А.

В соответствии с пунктом 1 статьи 112 НК РФ перечень смягчающих вину обстоятельств является открытым.

В частности, по отношению к налоговым агентам такими обстоятельствами может быть тяжелое финансовое положение, уплата частичных суммы штрафа в добровольном порядке, а также факт исполнения указания вышестоящего органа об отсрочке предоставления сведений о доходах физических лиц, в связи с правовым регулированием отношений в сфере защиты сведений, составляющих государственную тайну при взимании налога на доходы военнослужащих.

  

5.        Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.02.2000 по делу № А38-15/111-99.

В соответствии со статьей 24 НК РФ и пунктом 10 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ №41/9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 НК РФ" оснований для удержания подоходного налога налоговым агентом не имеется в том случае, если имущество передано в натуральной форме.

6.        Постановление ФАС Уральского округа от 03.07.2001 по делу № Ф09-1412/01-АК; Постановление ФАС Уральского округа от 04.06.2001 по делу № С09-1060/01-АК.

В соответствии со статьями 106,109 НК РФ при совершении налогоплательщиком (налоговым агентом) правонарушения основанием для привлечения к налоговой ответственности является наличие в его действиях вины.

В соответствии с пунктом 6 статьи 108 НК РФ, статьи 53 АПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о виновности ответчика лежит на налоговом органе.

При доказательстве обоснованности привлечения налогового агента к ответственности обязательно исследование первичной документации последнего. Это в частности необходимо для выяснения обстоятельств реальной возможности перечисления в бюджет денежных средств.

7.        Постановление ФАС Уральского округа от 03.09.2001 по делу № Ф09-2071/01-АК.

В соответствии со статьями 112,  114 НК РФ налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщика (налогового агента) только судом, который установив и оценив имеющиеся смягчающие ответственность обстоятельства, вправе уменьшить размер штрафа не менее чем в два раза. При этом перечень указанных в статье 112 НК РФ смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим.

В частности, такими обстоятельствами признается производство сельскохозяйственной овощной продукции и ее поставка бюджетным организациям района социального значения, признание вины и принятие мер к погашению задолженности по налогам.

8.        Постановление ФАС Московского округа от 05.08.2002 по делу № КА-А40/4973-02.

В соответствии с пунктом 1 статьи 120 НК РФ грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи влечет взыскание штрафа в размере 5 тысяч рублей.

Ведение налоговой карточки по учету доходов и расходов физических лиц не относится к грубым нарушениям правил учета доходов и расходов. Кроме того, ведение отчета по старой форме не приводит само по себе к искажению информации о физическом лице.

Ведение учета доходов и расходов по старой форме не опровергает сам факт ведения учета, при отсутствии доказательств различного содержания карточек старого и нового образца.

9.        Постановление ФАС Центрального округа от 09.09.2003 по делу № А08-5133/02-3.

В соответствии со статьей 123 НК РФ у налогового агента наступает ответственность только в случаен неправомерного неперечисления (неполного перечисления)сумм налога подлежащего удержанию и перечислению в бюджет.

При этом лицо подлежит ответственности только тогда, когда наступившие общественно-опасные последствия находятся в прямой причинно-следственнной связи с совершенным противоправным виновным деянием. Учитывая сказанное, суду необходимо всесторонне исследовать установленные налоговой проверкой обстоятельства совершенного налогового правонарушения, документы и иные сведения.

10.     Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.03.2003 по делу № Ф04/1240-181/А03-2003.

В соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты предоставляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее первого апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной МНС РФ. Сведения могут быть представлены только на магнитных носителях.

Предоставление сведений в срок на бумажных носителях не исключает ответственность за несвоевременное предоставление сведений на магнитных носителях.

При этом обстоятельством, смягчающим ответственность за непредставление сведений на магнитных носителях может быть признано отсутствие у лица компьютерной техники и денежных средств на ее приобретение.

11.     Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.11.2002 по делу № Ф03-А73/02-2/2449; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.07.2004 года по делу № А56-2113/04.

В соответствии со статьей 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговый агент должен лишь правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщику, и перечислять в бюджет соответствующий налог. Таким образом, тяжелое материальное положение агента , тем более имеющаяся перед ним задолженность других юридических лиц, не может служить обстоятельством, смягчающим ответственность налогового агента, учитывая то обстоятельство, что денежные средства налогоплательщикам - физическим лицам начислялись и выплачивались.

В соответствии с пунктом 44 Постановления Пленума ВАС РФ № 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части 1 НК РФ" правонарушение, предусмотренное статьей 123 НК РФ может быть вменено агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика. При этом взыскание штрафа за неправомерное перечисление агентом производится независимо от того, была ли соответствующая сумма удержана последним у налогоплательщика.

12.     Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.06.2001 по делу № Ф04/1908-196/А67-2001.

Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 112 НК РФ применяются непосредственно к налогоплательщику, а не налоговому агенту. В частности, в качестве такого обстоятельства применительно к налоговому агенту не может быть признано тяжелое финансовое положение последнего.

Ответственность наступает в полном объеме, в частности, в том случае, когда работникам организации регулярно выплачивалась заработная плата, подоходный налог удерживался, но не перечислялся в соответствующий бюджет.

13.     Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.10.2000 по делу № Ф03-А73/00-2/1930; Постановление ФАС Уральского округа от 28.06.2004 года по делу № Ф09-2541/04-АК.

Оплата обучения физических лиц не является доходом последних в случае, если эти выплаты производились в интересах производства. В данном случае такие выплаты включаются в состав совокупного дохода физических лиц. Только в случае оплаты предприятием обучения  своих работников в порядке профессионального обучения соответствующие суммы не являются доходом физических лиц и, соответственно, не подлежат налогообложению.

Под привлечением к ответственности за совершение налогового правонарушения необходимо понимать вынесение налоговым органом постановления о привлечении к ответственности, но не вынесение судом решения о взыскании налоговых санкций.

14.     Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.02.2000 по делу № А19-3984/99-39-Ф02-89/2000-С1.

В соответствии с действующим законодательством, субсидии выплачиваемые работнику в пределах установленных норм не подлежат налогообложению.

Несоблюдение предприятием установленного порядка выдачи работнику субсидии не влечет изменение правовой природы выданных денежных средств, поэтому отсутствуют основания для привлечения налогового агента к ответственности.

15.     Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.04.2001 по делу № А19-12388/00-6-Ф02-666/01-С1.

В соответствии со статьей 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговых санкций не позднее 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкций).

В случае своевременного предоставления  налоговым агентом отчетов об итоговых сумах доходов и удержанного подоходного налога, с указанием неперечисленного в бюджет в установленный срок удержанного налога, действует статья 88 НК РФ,

Статьей 88 НК РФ установлено, что налоговый орган проводит в течение трех месяцев со дня представления документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, камеральную налоговую проверку.

Несмотря на то, что в статье 88 НК РФ не указан налоговый агент, из систематического толкования ее со статьей 87 НК РФ камеральные налоговые проверки проводятся не только в отношении налогоплательщиков, но и плательщиков сборов и налоговых агентов.

Таким образом, налоговая инспекция имеет возможность обнаружить совершение налоговым агентом правонарушения в течение трех месяцев со дня представления им квартальных отчетов и привлечь его к налоговой ответственности.

В случае несоставления налоговой инспекцией акта камеральной налоговой проверки срок давности взыскания налоговой санкции исчисляется с момента окончания трехмесячного срока, установленного для проведения камеральной налоговой проверки.

При обнаружении налоговым органом  при проведении выездной налоговой проверки несоответствия данных, указанных в отчетах налогового агента срок давности взыскания налоговых санкций за выявленные налоговые правонарушения исчисляется со дня составления акта выездной налоговой проверки.

16.     Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.03.2004 года по делу № Ф04/1250-218/А46-2004; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.03.2004 года по делу № А56-21203/03.

Согласно статьи 123 НК РФ ответственность в виде штрафа в размере 20 % от сумм удержанного, но не перечисленного в бюджет подоходного налога наступает, когда налог был удержан с выплат, произведенных предприятием как в денежной, так и в товарной формах, но неправомерно не перечислен.

17.     Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.02.2004 года по делу № Ф04/953-206/А45-2004.

Отсутствие документов, подтверждающих расход денежных средств, выдаваемых подотчетным лицам, свидетельствует об обязанности включения данных сумм в налогооблагаемую базу по подоходному налогу налоговым агентом.

Между тем, такими документами признаются кассовые чеки, свидетельствующие о расходовании денежных средств. Отсутствие первичных документов не является основанием для привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ.

18.     Постановление ФАС Московского округа от 04.02.2004 по делу № КА-А41/125-04; Постановление ФАС Московского округа от 20.01.2004 по делу № КА-А41/10565-03.

Решение о привлечении к налоговой ответственности, в частности, предусмотренной статьей 123 НК РФ, должно соответствовать статье 101 НК РФ.

Необходимы указания на характер и обстоятельства вменяемого налогоплательщику правонарушения, ссылки на документы и иные сведения, на которых основываются выводы налогового органа.

В частности, ссылка налогового органа на непредставление документов до начала проведения налоговой проверки должна подтверждаться требованием о представлении указанных документов; решение налогового органа должно содержать ссылки на первичные документы; при наличии ссылки налогового органа на изучение первичных документов во время проверки этот факт подлежит доказыванию. Также не является налоговым нарушением наличие ошибок в бухгалтерских регистрах, связанных со сбоем программы или допущенных оператором при вводе данных.

Несоответствие указанным требованиям решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности налогоплательщика является основанием  для его отмены.

19.     постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.02.2004 года по делу № А26-4635/03-29.

В соответствии с пунктом 1 статьи 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 названной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога в соответствии с названной статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 214.1, 227, 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.

Из приведенной нормы следует, что исчисление и уплата налога с зачетом ранее удержанных сумм  налога производятся только в отношении доходов, предусмотренных статьями 214.1,227 и 228 НК РФ, где прямо предусмотрена возможность такого зачета. В остальных случаях действует общий порядок, установленный пунктом 2 статьи 226 НК РФ.

В силу части 3 пункта 3 статьи 226 НК РФ исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

В соответствии с пунктом 4 названной статьи налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика и их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при  фактической  выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.

Таким образом, неисчисление и неудержание налоговым агентом налога в отношении  доходов, предусмотренных иными статьями, чем 241.1, 227 и 228 НК РФ, связанное с зачетом сумм, уплаченных другими налоговыми агентами в отношении данного налогоплательщика, является неправомерным.

Из пункта 1 статьи 45 НК РФ следует, что налогоплательщик должен самостоятельно должен исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом. До этого обязанность по его уплате лежит на налогоплательщике. Таким образом, в случае неисчисления и неудержания налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается неисполненной, то есть именно он является должником перед бюджетом.

Соответственно, отсутствует основание для удержания на налогового агента пеней.

Таким образом, нормы НК РФ регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщика сумм налога, а следовательно, неправомерно начисление на суммы неудержанных налогов. 

20.     Постановление ФАС  Северо-Западного округа от 18.02.2004 года по делу № А42-3711/03-16.

В соответствии с пунктом 44 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 №5 "О некоторых вопросах применения части 1 НК РФ" правонарушение, предусмотренное статьей 123 НК РФ может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика.

В частности, об отсутствии возможности удержать налог с выплачиваемых сумм свидетельствует взыскание заработной платы судебными приставами -исполнителями на основании удостоверений комиссии по трудовым спорам за счет средств организации, находящихся на расчетном счете в банке.

21.     Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.02.2004 по делу № А56-24070/03; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.08.2004 года по делу № А56-10702/04; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.08.2004 года по делу № А56-10701/04;

В соответствии со статьей 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению.

Понятия "неисполнение" и "несвоевременное исполнение" какой-либо обязанности всегда разграничивались отечественным законодательством. В само кодексе, в частности, в статьях 116,119,126,129.1,133,135 специально упоминается о том, что предусмотренная ими ответственность наступает при нарушении сроков исполнения соответствующей обязанности.

В процессе правоприменительной практики недопустимо расширение сферы действия норм налоговой ответственности, в том числе по мотивам логичности и целесообразности такого расширения.

Таким образом, сумма штрафа исчисляется исходя из суммы задолженности, существующей на момент вынесения налоговым органом решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

22.     Постановление ФАС  Центрального округа от 15.03.2004 года по делу №А54-3236/03-С18.

В соответствии со статьей 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим НК и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ.

Из приведенной нормы права следует, что истребуемые налогоплательщиком документы должны быть у него в наличии для применения соответствующих санкций. Также при применении статьи 126 НК РФ необходимо конкретизировать как документы, которые запрашивались, так и которые не представлены. При определении суммы штрафа недопустимо исходить только из вероятности наличия у налогоплательщика того или иного количества документов.

23.     Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.03.2004 года по делу № А29-6479/2003а.

В соответствии со статьей 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ; от источников в РФ - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

В соответствии со статьей 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной так и натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде натуральной выгоды.

Таким образом, в налогооблагаемую базу включаются только такие выплаты, которые образуют реальный доход у конкретных физических лиц, а также право на распоряжение им.

Отношения между пенсионным фондом и организацией - работодателем не имеют отношения к договору в пользу третьего лица.

В соответствии со статьей 18 ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" пенсионные взносы включаются в состав пенсионных резервов и составляют согласно статье 3 ФЗ собственность негосударственных пенсионных фондов.

Права участника на получение пенсии возникают при наступлении пенсионных оснований, установленных пенсионным законодательством. До наступления пенсионных оснований участник не имеет на пенсионные взносы ни право собственности, ни право распоряжения.

Таким образом, пенсионные взносы организации - вкладчика в негосударственный пенсионный фонд по пенсионному договору, заключенному в пользу работника этих организаций, доходов работников - физических лиц не образует.

24.     Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.02.2004 года по делу №А11-5608/2003-К2-Е-2225.

В соответствии с пунктом 5 статьи 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности.

В силу требований пункта 9 статьи 226 НК РФ налоговый агент не может из своих средств выплачивать налог за физических лиц, получивших доход.

В частности, в случае если физическое лицо получило под отчет денежные средства, за которые впоследствии не отчиталось, у организации отсутствует обязанность удерживать с данной суммы налог на доходы физических лиц. Следовательно, неправомерно начисление по данному основанию недоимки и пени. Также отсутствует обязанность по удержанию и перечислению в бюджет удержанных сумм налога, и, соответственно, нет оснований для при влечения налогового агента по статье 123 НК РФ.

25.     Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.02.2004 года по делу №А56-30850/03; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.03.2004 года по делу №А56-36529/03.

В соответствии со статьей 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов и расходов, полученных от них физическими лицами в налогов периоде. Это правило не действует в отношении доходов, исчисление и уплата которых осуществляется, в частности, в соответствии со статьей 228 НК РФ.

Установлено, что физические лица, получившие выигрыши, самостоятельно исчисляют и уплачивают налог на доходы в порядке, установленном статьей 225 НК РФ.

Выплата физическому лицу суммы выигрыша при игре на игровых автоматах не обязательно означает, что эта сумма является доходом физического лица.

Также игорному заведению невозможно определить фактический размер дохода, полученного физическим лицом при игре на игровых автоматах (экономическую выгоду), понятие которого приведено в статье 41 НК РФ.

Таким образом, игорное заведение не обладает статусом налогового агента и, следовательно, не несет соответствующие обязанности, в частности, ведение документов первичного и бухгалтерского учета.

26.     Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.06.2004 года по делу № Ф03-А73/04-2/1288.

Доходом физического лица, подлежащим налогообложению, признается в частности, оплата стоимости жилья организацией за работника.

Неудержание и несообщение о невозможности удержания в налоговый орган в установленный срок налога налоговым агентом представляет собой нарушение статьи 24 НК РФ.

Согласно статье 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление)сумм налога подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению.

В соответствии с пунктом 5 статьи 108 НК РФ привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.

27.     Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.05.2004 года по делу № А19-12966/03-43-Ф02-1636/04-С1.

Статьей 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налоговой декларации только для одного субъекта - налогоплательщика.

В силу пункта 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение налогового законодательства иначе как по основаниям и в порядке, которые предусматривает НК  РФ, поэтому недопустимо расширять сферу действия норм о налоговой ответственности.

Таким образом, привлечение к ответственности налогового агента по статье 119 НК РФ неправомерно.

28.     Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.05.2004 года по делу № А33-6218/03-С3С-Ф02-1506/04-С1.

Налог с доходов иностранных юридических лиц от источников в РФ удерживается лицом, выплачивающим такие доходы. Если международным договором РФ установлены иные правила, то применяются правила международного договора.

Так, Соглашением между РФ и ФРГ об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 года установлено, что прибыль предприятия Договаривающегося Государства может облагаться налогом только в данном Государстве, если только предприятие не осуществляет свою деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное в нем постоянно представительство. В этом случае , прибыль облагается налогом в той части, которая может быть отнесена к этому постоянному представительству.

Таким образом, для установления факта наличия или отсутствия у организации по удержанию налога с германской фирмы следует установить, является ли эта фирма резидентом германии и не имеет ли она на территории РФ постоянного представительства.

29.     Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.06.2004 года по делу № Ф03-А24/04-2/880.

Исходя из положений статьи 107 НК РФ структурное подразделение юридического лица не может быть привлечено к налоговой ответственности так как  ответственность предусмотрена только в отношении организаций и физических лиц. В частности, не применяется ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 120 и пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

30.     Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2004 года по делу № Ф03-А37/04-2/1006.

В соответствии со статьей 9 ФЗ "О введении в действие части 1 НК РФ" от 31.07.1998 года перечисление подоходного налога с физических лиц за филиалы и другие обособленные подразделения, не имеющие счетов в банках, осуществляют их головные организации в бюджет по месту нахождения обособленных подразделений.

Как следует из пунктов 10 и 11 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 года " О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 НК РФ", в силу статьи 24 НК РФ налоговый агент обязан перечислить в соответствующий бюджет сумму налога, удержанную в установленном порядке из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику.

Согласно положениям пп. 1 пункта 3 и пункта 4 статьи 24 НК РФ,  обязанность по перечислению налога возникает у налогового агента после фактического удержания налога из средств, выплачиваемых налогоплательщику.

Если налоговым агентом сумма налога удержана с дохода налогоплательщика, но не перечислена в установленном порядке в бюджет т.е. неправомерно удерживается налоговым агентом, то не перечисленная налоговым агентом сумма налога взыскивается с него по правилам взыскания недоимки и пени с налогоплательщика, то есть в бесспорном порядке (за исключением, установленным пунктом 1 статьи 45 НК РФ).

Следовательно, налоговый орган вправе взыскать с налогового агента сумму подоходного налога, удержанного с доходов физических лиц, но неправомерно не перечисленного в установленном порядке в соответствующий бюджет, и поэтому неисполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налога влечет ответственность по статье 123 НК РФ.

31.     Постановление ФАС Московского округа от 12.07.2004 года по делу № КА-А40/5472-04.

Отсутствие кассовых чеков в связи с приобретением товара при предоставлении иных документов, подтверждающих расходование полученных под отчет  денежных сумм на производственные цели, не является основанием для доначисления  налога на доходы физических лиц, соответствующих пеней и штрафов.

В соответствии с ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год" НДФЛ перечисляется в консолидированный бюджет субъектов РФ.

В случае указания в платежных поручениях кода бюджетной классификации 1010201 вместо подлежащего указанию кода -1010202, отсутствуют правовые основания для доначисления НДФЛ, соответствующих пеней и штрафов, при условии, что спорные суммы поступили в бюджет, так как доходы от НДФЛ на основании вышеназванных  подстатей кода бюджетной классификации 101200 не распределялись между бюджетами.

32.     Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.05.2004 года по делу № Ф03-А16/04-2/742.

В соответствии с пунктом 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза.

Перечень смягчающих обстоятельств содержится в статье 112 НК РФ и не является исчерпывающим.

В частности, такими обстоятельствами могут быть: тяжелое финансовое положение общества, социальная значимость предприятия, признание налоговым агентом вины в совершении правонарушения, перечисления налоговым агентом задолженности за предыдущие налоговые периоды.

 33.     Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.08.2004 года по делу № Ф04-5255/2004(А45-3287-19).

Согласно пункту 4 статьи 226 НК РФ налоговый агент обязан исчислять и удерживать сумму налога из уплачиваемых налогоплательщикам доходов. Такими доходами являются и выплаты в натуральной форме.

В частности, доходом, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится оплата за него организациями услуг, а также стоимость подарков, полученных от этой организации (при условии, что стоимость подарков превышает 2 тысячи рублей).

34.     Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.08.2004 года по делу № Ф04-5248/2004 (А45-3282-19).

Статьей 230 НК РФ установлена обязанность налоговых агентов вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, установленной МНС.

Пунктом 1 статьи 120 предусмотрена ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Под ним понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение счетов бухгалтерского учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 года №71А, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 года №835 "О первичных учетных документах" утверждены унифицированные формы первичной учетной документации.

Налоговая карточка (форма № 1-НДФЛ) не входит в перечень первичных документов бухгалтерского учета и, следовательно, не относится к первичным документам, за отсутствие которых предусмотрена ответственность, установленная пунктом 1 статьи 120 НК РФ.

35.     Постановление ФАС Московского округа от 09.06.2004 года по делу № КА-А41/4477-04.

В пункте 1 статьи 43 НК РФ закреплено, что дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

Если нарушен принцип пропорционального распределения прибыли между участниками, то выплачиваемые суммы являются не дивидендом, а, исходя из подпункта 10 пункта 1 статьи 208 НК РФ, иным доходом, получаемым налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ.

Следовательно, налогообложение данной суммы должно производится без учета особенностей уплаты НДФЛ, установленных в статьях 214,224,275 НК РФ в отношении доходов от долевого участия в организации.

Таким образом, неудержание или неперечисление налога в бюджет влечет ответственность, предусмотренную статьей 123 НК РФ.

36.     Постановление ФАС Московского округа от 08.06.2004 года по делу № КА-А40/4556-04.

Согласно пп. 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, помимо перечисленных в пп. 1,2 пункта 1 статьи 112 НК РФ, признаются иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

В частности, это факт уплаты налога до начала проверки, самостоятельное исправление допущенных при исчислении налога ошибок.

37.     Постановление ФАС Московского округа от 27.05.2004 года по делу № КА-А40/4121-04.

Согласно пункту 12 Конвенции от 17 ноября 1995 года "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" между РФ и Чехией платежи (роялти), возникающие в одном государстве и уплачиваемые резидентом другого государства, могут облагаться налогом в этом другом государстве. Однако такие роялти могут также облагаться налогом в этом государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого государства, но если получатель имеет фактическое право на роялти, взимаемый таким образом налог не должен превышать 10 % от общей суммы роялти.

В виде исключения такие роялти могут облагаться в государстве, в котором они возникают. Эти исключения должны устанавливаться по взаимному согласию компетентных органов государства.

Налоговый орган должен доказать наличие такого исключения, событие налогового правонарушения, и вину налогоплательщика для привлечения к ответственности по статье 123 НК РФ.

38.     Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.06.2004 года по делу № А05-1500/04-11.

Статьей 227 НК РФ установлено, что исчисление и уплату налога в соответствии с названной статьей производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке, и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном действующем законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Из приведенных норм следует,  что частные нотариусы являются самостоятельными плательщиками налога, и организация не является налоговым агентом в отношении данных лиц, а следовательно, она не обязана представлять в налоговый орган сведения о доходах, выплаченных частным нотариусам.

39.     Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.06.2004 года по делу № А13-1213/04-08.

Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная названой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно пункту 4 статьи 24 НК РФ налоговый агенты перечисляют в порядке, предусмотренном для уплаты налога налогоплательщиком, только удержанные налоги. Следовательно, лишь в случае удержания суммы налога налоговым агентом он становится обязанным лицом по перечислению (уплате) в бюджет этой суммы и уплаты пеней, установленных статьей 75 НК РФ.

Таким образом, в связи с неправомерным предоставлением налогоплательщикам - физическим лицам стандартных налоговых вычетов при выплате доходов не может повлечь применение пункта 1 статьи 75 применительно к суммам вычетов, так как не было фактического удержания налога.

40.     Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.05. 2004 года по делу № А13-10947/03-27.

Пунктами 1 и 6 статьи 3 НК РФ, указывающей на основные начала законодательства о налогах и сборах, определено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы; при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, при этом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Согласно статье 209 НК РФ объектом обложения налогом на доходы физических лиц является доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. Перечень видов доходов, являющихся доходами от источников в Российской Федерации и доходами от источников за пределами Российской Федерации, установлен, соответственно, пунктами 1 и 3 статьи 208 НК РФ.

Подпунктом 5 пункта 1 названной статьи кодекса определено, что к доходам от источников в Российской Федерации относятся, в частности, доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации, а также иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу.

Согласно статье 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в данном кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено этим кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Согласно статье 358 ГК РФ залог вещей в ломбарде является лишь способом обеспечения исполнения заемщиком основного обязательства по возврату кредита.

Следовательно, в случае неисполнения должником обязательства, обеспеченного залогом, залогодержатель в силу пункта 1 статьи 334 ГК РФ имеет право преимущественно перед другими кредиторами получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества. При этом действующее законодательство не предусматривает возможности передачи имущества, являющегося предметом залога, в собственность залогодержателя.

Таким образом, правоотношения сторон по предоставлению ломбардом краткосрочного кредита изначально не направлены на реализацию заемщиком принадлежащего ему имущества, а соответственно и на получение дохода от такой реализации.

Продажа ломбардом заложенного имущества также не является способом получения дохода физическим лицом, не возвратившим кредит в установленный срок, поскольку в данном случае ломбард лишь реализует право, предусмотренное пунктом 5 статьи 358 ГК РФ, на удовлетворение своих требований из стоимости заложенного имущества, после чего обязательства заемщика по возврату кредита считаются погашенными.

Кроме того, нормами Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривается, что в этом случае обязательства сторон по договору займа заменяются на обязательства по договору купли-продажи, комиссии или поручения, связанных с реализацией ломбардом принадлежащего заемщику имущества.

Таким образом, возвратный характер займа, а также цель вторичного обязательства - обеспечение исполнения обязанности заемщика по возврату этих средств - исключают возможность квалификации полученного физическим лицом по договору кредита как дохода от реализации имущества либо иного вида дохода, предусмотренного положениями главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве объекта налогообложения.

Поскольку законодательство о налогах и сборах не содержит прямого указания на то, что денежные средства, полученные физическими лицами в качестве кредита, являются объектом налогообложения, суд правомерно сделал вывод об отсутствии в данном случае этого элемента налогообложения, а следовательно, и обязанности Общества, предусмотренной подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 и пунктом 5 статьи 226, статьей 230 НК РФ.

В соответствии с вышеизложенным отсутствуют основания для привлечения ломбарда к ответственности, предусмотренной статьей 126 НК РФ.

41.     Постановление ФАС Уральского округа от 02.08.2004 года по делу № Ф09-3052/04-АК; Постановление ФАС Уральского округа от 19.07.2004 года по делу № Ф09-2811/04-АК.

Согласно ст. 123 НК РФ взыскание штрафа производится за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.

При этом в силу ст. 106 НК РФ для целей применения ответственности должно быть подтверждено, что неперечисление налога на доходы физических лиц имело место в результате виновного противоправного нарушения налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Акт налоговой проверки, зафиксировавший факт наличия задолженности по налогу на доходы физических лиц, решение о привлечении к налоговой ответственности, равно как и другие материалы дела, таких сведений не содержат.

Таким образом, налоговым органом состав правонарушения применительно к диспозиции ст. 123 НК РФ не установлен (ст. ст. 101, 106 НК РФ).

42.     Постановление ФАС Северо-западного округа от 06.05.2004 года по делу № А56-35882/03.

В случае, если организация до вынесения акта и решения по результатам налоговой проверки, но с нарушением установленного законодательством срока, перечислило в бюджет удержанную сумму НДФЛ, применение ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ неправомерно.

43.     Постановление ФАС Уральского округа от 02.08.2004 года по делу № Ф09-3072/04-АК.

В соответствии со ст. 12 Соглашения от 16.12.1996 между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерланды об избежании двойного налогообложения доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, подлежат налогообложению только в этом другом Договаривающемся Государстве, если такой резидент является фактическим владельцем доходов от авторских прав и лицензий.

Судом установлено, что постоянным местом нахождения "АББ Луммус Глобал Б.В." является Королевство Нидерланды.

Таким образом, исходя из указанных норм международного права, подлежащих применению в силу ст. 11 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" N 2116-1 от 27.12.1991, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у общества обязанности по удержанию у названных иностранных юридических лиц налога с сумм выплаченных доходов и, соответственно, незаконности взыскания соответствующих сумм налога, пени и штрафа по ст. 123 НК РФ.

44.     Постановление ФАС Уральского округа от 22.07.2004 года по делу № Ф09-2897/04-АК.

В соответствии со ст. 11 Конвенции от 16.12.98 между Правительством РФ и Правительством Королевства Испании "Об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал" проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в другом Государстве. Такие проценты могут также облагаться налогом в том Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства. Но, если получатель является лицом, имеющим фактическое право на проценты, взимаемый таким образом налог не должен превышать 5% от общей суммы процентов. Компетентные органы Договаривающихся Государств по взаимному согласию определяют способ применения таких ограничений.

Таким образом, поскольку способ применения таких ограничений не определен, судом сделан правильный вывод об отсутствии обязанности у ОАО "Урало-Сибирский банк" удерживать налог с испанского юридического лица в связи с отсутствием практической реализации возможности взыскания налога.

Статьей 12 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Королевства Бельгии от 16.06.95 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" предусмотрено, что доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, облагаются налогом только в этом Государстве, если такой резидент фактически имеет право на такие доходы. Термин "доходы от авторских прав и лицензий" означает вознаграждения любого вида, выплачиваемые за использование или предоставление права использования любой компьютерной программы. Указанные положения не применяются, если лицо, фактически имеющее право на доходы от авторских прав и лицензий, будучи резидентом одного Договаривающегося Государства, осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве, в котором возникают эти доходы, через расположенное там постоянное представительство или оказывает независимые услуги в другом Государстве с находящейся там постоянной базы.

Так как доказательств наличия у Общества SWIFT на территории России постоянного представительства или базы в материалах дела не имеется, судом сделан правильный вывод об отсутствии у ОАО "Урало-Сибирский банк" оснований для удержания налога на доходы иностранного юридического лица.

45.     Постановление ФАС Уральского округа от 08.07.2004 года по делу № Ф09-2676/04-АК.

В соответствии со статьей 112  НК РФ перечень смягчающих вину обстоятельств в отношении налогоплательщика является открытым. В частности, к таким обстоятельствам могут быть отнесены задержка финансирования  по государственным контрактам.

46.     Постановление ФАС Уральского округа от 23.06.2004 года по делу № Ф09-2508/04-АК.

Пунктом 5 статьи 226 НК РФ предусмотрена обязанность налогового агента при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обязательств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.

Невозможность удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.